Правила пользования библиотеками МКУ "Лужская ЦБС"

1. Общие положения

1.1. Настоящие “Правила пользования библиотеками МКУ «Лужская централизованная система»” разработаны в соответствии с основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом Российской Федерации “О библиотечном деле”, Областным Законом «Об организации библиотечного обслуживания населения Ленинградской области общедоступными библиотеками», Уставом, другими локальными нормативными актами;

1.2. Правила регулируют взаимоотношения между библиотеками и ее пользователями;

1.3. Муниципальное казенное учреждение «Лужская ЦБС» является единой общедоступной библиотечной сетью Лужского городского поселения, включает в себя: Центральную городскую библиотеку (пр. Кирова д.75); городскую библиотеку (пр. Володарского д.13); детскую городскую библиотеку №1 (ул. Набережная д.1); детскую городскую библиотеку №2 (ул. Нарвская д.18);

1.4. Библиотеки Лужской  ЦБС – общедоступные, информационные, культурные, образовательные организации, учрежденные администрацией Лужского городского поселения Ленинградской области, располагающие организованным фондом  документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам;

1.5. Библиотеки  предоставляют возможность пользования их фондом и услугами юридическим лицам, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, национальности, специальности, религиозным взглядам.

2. Права пользователей

2.1. Право пользования библиотеками МКУ «Лужская ЦБС» имеют:

- жители,  постоянно зарегистрированные в Лужском городсом поселении. Граждане, не имеющие  постоянной регистрации вправе пользоваться читальными и информационными залами. Выдача книг с абонемента этой категории граждан осуществляется под денежный залог, в размере, определяемом «Положением о залоге в библиотеках МКУ «Лужская ЦБС».

-  юридические лица, находящиеся в Лужском городском поселении. Порядок пользования библиотечными фондами определяется настоящими Правилами и договорами на библиотечное обслуживание;

2.2. Пользователи библиотеки имеют право получать бесплатно:
- полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; а также информацию обо всех видах представляемых библиотекой услуг;

- консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

- получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;

2.3. Получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек (с оплатой услуг за пересылку из средств заказчика);

 2.4. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой;

2.5. Принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов и иных объединениях читателей, созданных по согласованию с  руководством ЦБС;

2.5. Вносить предложения по улучшению деятельности библиотек;

2.6. Пользователи имеют право обжаловать неправомерные действия должностных лиц библиотеки, ущемляющие их права в вышестоящей инстанции и в суде;

2.7. Ветераны и участники В.О. войны имеют право на обслуживание вне очереди.

3. Обязанности пользователей

3.1. Ознакомиться с Правилами пользования библиотеками, подтвердив факт ознакомления с ними и обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре, и соблюдать их;

3.2.  Своевременно сообщать в библиотеку об изменениях своих персональных данных (фамилии, адреса, места работы или учёбы);

3.3. Предъявлять читательский билет при посещении отделов библиотеки;

   3.4. Бережно относиться к имуществу и книжному фонду библиотек; не делать на книгах пометок, не вырывать и не загибать страницы; не выносить из помещения библиотеки документы, не записанные в читательский формуляр; возвращать документы в установленные сроки;

3.5. При нанесении библиотеке материального ущерба, порче и утрате документов, пользователь обязан возместить ущерб в соответствии с Положением о компенсационном возмещении, причиненного материального ущерба, нанесенного библиотекам МУК «Лужская ЦБС»;

3.6. Не нарушать расстановки фонда, не вынимать карточек из каталогов и картотек;

3.7. Уважать права других пользователей, не нарушать правила общественного порядка;

3.8. При работе на компьютере пользоваться собственными носителями информации, а также распечатывать документы на принтере, сканировать документы, пользоваться Интернетом  можно только с разрешения сотрудника  библиотеки. При обнаружении на принесенных носителях информации вирусных программ, и невозможности их удаления на месте, посетителю не разрешается пользоваться компьютерной техникой библиотеки;

3.9. Имея при себе не библиотечные издания, предъявлять их библиотекарю при входе в отдел обслуживания;

3.10.Соблюдать  требования Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» в отношении документов, полученных из фондов библиотек во временное пользованное;

3.11. Компенсировать почтовые расходы библиотек, при заказе документов по межбиблиотечному абонементу; а также при получении письменного уведомления с напоминанием о задолженности;

3.12. При посещении библиотеки сдавать в гардероб верхнюю одежду, сумки, пакеты;

4. Порядок записи в библиотеку и перерегистрации пользователей

  4.1. При записи в библиотеку гражданам необходимо:

- Предъявить паспорт. Дети до 14 лет записываются в библиотеку на основании свидетельства о рождении и доверенности, предоставляемой их родителями или лицами, под опекой которых они состоят;

- Сообщить сведения, необходимые для заполнения читательского формуляра и читательского билета. Использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах не допускается, кроме как в научных целях и для улучшения организации библиотечного обслуживания;

- Ознакомиться с Правилами  пользования библиотекой  и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в  читательском формуляре;

4.2. При записи пользователю выдается читательский билет - документ, удостоверяющий право пользования библиотекой. Пользователь обязан предъявлять читательский билет при каждом посещении библиотеки. Запрещается передавать читательский билет другому лицу и пользоваться чужим читательским билетом;

4.3. С начала каждого календарного года все пользователи проходят обязательную перерегистрацию. При перерегистрации пользователь должен предъявить паспорт и читательский билет. Факт перерегистрации, и поставленная в читательском формуляре подпись читателя, являются договором на годовое обслуживание;

5. Порядок выдачи документов пользователям библиотеки

.  5.1. Документы, находящиеся в фонде абонементов, пользователь может получить на руки (домой), не более 5 книг, или 10 журналов на срок до 30 дней. Срок пользования документами повышенного спроса 5 дней (учебная литература, новинки), при выдаче библиотекарь должен предупредить об этом читателя;

5.2. Документы, находящиеся в фонде  читального зала (это ценные, редкие издания, единственные экземпляры) во время рабочего дня домой не выдаются. Их разрешается взять на дом только на ночь на платной основе, под денежный залог, в соответствии с Положением о платных услугах МКУ «Лужская ЦБС». (Исключение составляют справочные издания и энциклопедии)

5.3. Пользователь имеет право продлить срок пользования документами абонемента (в том числе по телефону) на 2 недели, но не более 2-х раз подряд, если на них нет спроса со стороны других читателей;

 5.4. При получении документов пользователь должен тщательно их просмотреть и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать соответствующие пометки на этих документах, при их обнаружении; Ответственность за порчу документа несет читатель, пользовавшийся ими последний;

5.5. Пользователь обязан расписаться в формуляре за каждый полученный экземпляр документов;

5.6.  При сдаче изданий читатель должен удостовериться, что книги библиотекарем приняты, и в читательском формуляре сделаны соответствующие пометки;

5.7. Получить  очередные издания на дом пользователь может только после сдачи им ранее взятых документов, срок пользования которыми истек;

5.8. Прием заявок от читателей прекращается за 20 минут до закрытия библиотеки. За 15 минут до окончания работы библиотеки пользователь читального зала должен сдать литературу, или закончить работу на компьютере;

5.9. В случае нарушений сроков возврата библиотечных документов пользователь:

- может быть лишен права пользования фондами библиотеки на срок до 3-х месяцев;

- в случаях неоднократного нарушения сроков возврата документов срок лишения правом пользования библиотечными услугами увеличивается до 6 месяцев;

5.10.  При попытке вынести из библиотеки издание, не записанное в читательский формуляр, читатель лишается права пользования фондами библиотеки. Служащие библиотеки оставляют за собой право проинформировать другие библиотеки ЦБС о данной ситуации;

6. Обязанности библиотек по обслуживанию пользователей

6.1. Комплектовать библиотечный фонд, осуществлять его учет, хранение и использование  в установленном законодательством порядке, обеспечивать его сохранность и рациональное использование;

6.2. Изучать и наиболее  полно удовлетворять запросы читателей;

6.3. Оказывать пользователям помощь в выборе необходимых документов путем устных консультаций, предоставления в их пользование каталогов и картотек, рекомендательных списков и других справочно-библиографических и информационных материалов, а также организации тематических книжных выставок, выставок-просмотров новой литературы и других мероприятий;

6.4. В случае отсутствия в фондах необходимых пользователям документов запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

6.5. Совершенствовать библиотечное, справочно-библиографическое и информационное обслуживание, учитывая при этом устные и письменные предложения пользователей;

6.6. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку выданных пользователям документов. При задержке изданий свыше 30 дней, и не продлении читателем срока пользования, посылать письменные уведомления по почте, или звонить по телефону с напоминанием о необходимости возврата изданий;

6.7. Информировать пользователей обо всех видах услуг, в том числе платных, предоставляемых библиотекой;

6.8. Обеспечивать культуру обслуживания читателей, быть вежливыми с пользователями, поддерживать тишину, чистоту и порядок в помещении библиотеки.  

7. Права библиотек по обслуживанию пользователей

7.1. Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе учреждения;

7.2. Утверждать по согласованию с Учредителем  перечни и тарифы на дополнительные платные услуги, виды и размеры компенсации за нанесённый библиотеке материальный ущерб и нарушение порядка пользования фондом, размеры залоговых сумм;   

7.3. Отказать в обслуживании гражданам, находящимся в нетрезвом или наркотическом опьянении, в неадекватном состоянии, предпринимающим хулиганские действия;

7.4. Лишать права пользования библиотекой пользователя, нарушившего данные Правила