Правила пользования библиотеками

                         МКУ "ЛУЖСКАЯ ЦБС"

Утверждены приказом  № 12 от 14.03.2016 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящие “Правила пользования библиотеками МКУ «Лужская централизованная система»” (далее Правила) разработаны в соответствии с основами законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральным законом Российской Федерации “О библиотечном деле”, Областным Законом «Об организации библиотечного обслуживания населения Ленинградской области общедоступными библиотеками»,   Федеральными законами «О библиотечном деле, Федеральным законом «О защите персональных данных»,Уставом МКУ и Административным регламентом  «Лужская ЦБС», другими нормативными актами;

1.2. Правила устанавливают общий порядок организации обслуживания пользователей в библиотеках Лужского городского поселения;

1.3. МКУ ««Лужская централизованная система»” (далее ЦБС) является единой общедоступной  библиотечной сетью Лужского городского поселения, включает в себя:

- центральную городскую библиотеку (пр. Кирова д.75);

- городскую библиотеку  (пр. Володарского д.13а);

-детскую городскую библиотеку №1 (ул. Набережная д.1);

- детскую городскую библиотеку №2 (ул. Нарвская д.18, кв.33);

1.4. ЦБС - общедоступная, информационная, организация культуры, учрежденная администрацией Лужского городского поселения Ленинградской области, располагающая организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

2.        Права пользователей

1.1.Право пользования библиотеками ЦБС имеют:

- физические лица независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, религиозных верований, проживающие на территории Лужского городского поселения;

- иногородние граждане вправе пользоваться читальными и информационными залами. Выдача книг этой категории граждан осуществляется соответствии с «Положением о залоге в библиотеках МКУ «Лужская ЦБС»;

- юридические лица независимо от организационно-правовой формы, общественные объединения, зарегистрированные на территории Лужского городского поселения. Порядок пользования библиотечными фондами определяется настоящими Правилами и договорами на библиотечное обслуживание;

2.2. Пользователи библиотеки имеют право получать бесплатно:
- полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; а также информацию обо всех видах представляемых библиотекой услуг;

- консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

- получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;

- посещать, организованные в библиотеке культурно - досуговые мероприятия;

- доступ к основным нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность учреждения;

2.3. Пользователи также могут воспользоваться дополнительными услугами, предоставляемыми в библиотеке на платной основе, согласно Положению об оказании платных услуг в МКУ «Лужская ЦБС» и способствующими реализации их права на удовлетворение дополнительных потребностей, расширения спектра оказываемой эффективной помощи, повышения комфортности библиотечного обслуживания;

2.4. Получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек (с оплатой услуг за пересылку из средств заказчика);

2.5. Принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов и иных объединениях читателей, созданных по согласованию с  руководством учреждения;

2.6. Вносить предложения по улучшению деятельности библиотек;

2.7. Пользователи имеют право обжаловать неправомерные действия должностных лиц, ущемляющие их права в вышестоящей инстанции и в суде;

2.8. Участники В.О. войны и труженики тыла; Герои Советского союза; инвалиды I и II  групп; дети-инвалиды имеют право на обслуживание вне очереди. 

3. Обязанности пользователей

 3.1. Ознакомиться перед записью в библиотеку с Правилами пользования библиотек, подтвердив факт ознакомления с ними и обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре, и соблюдать их;

 3.2. Своевременно сообщать в библиотеку об изменениях своих персональных данных (ФИО, адреса, места работы или учёбы).

3.3. Предъявлять читательский билет при посещении библиотек;

3.4. Бережно относиться к имуществу и фонду библиотек: не делать на книгах пометок, не вырывать и не загибать страницы; не выносить из помещения библиотеки документы, не записанные в читательский формуляр; возвращать их в установленные сроки;

3.5. При нанесении библиотеке материального ущерба, порче и утрате документов, пользователь обязан возместить ущерб в соответствии с Положением о компенсационном возмещении, причиненного материального ущерба, нанесенного библиотекам ЦБС и с Положением о едином фонде ЦБС»;

3.6. Не нарушать расстановки фонда, не нарушать расстановку карточек в каталогах и картотеках;

3.7.Уважать права других пользователей, не нарушать правила общественного порядка;

3.8. При работе на компьютере пользоваться собственными носителями информации, распечатывать документы на принтере, сканировать документы, пользоваться Интернетом можно только с разрешения сотрудника  библиотеки;

3.9. Имея при себе не библиотечные издания, предъявлять их библиотекарю при входе в отделы обслуживания;

3.10. Соблюдать  требования Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» в отношении документов, полученных из фондов библиотек во временное пользование;

3.11. Соблюдать требования российского законодательства о запрете курения в общественных местах и учреждениях

3.12. Компенсировать почтовые расходы библиотек, при заказе документов по межбиблиотечному абонементу; а также при получении письменного уведомления с напоминанием о задолженности;

3.13. При посещении библиотеки сдавать в гардероб верхнюю одежду, сумки, пакеты.

4. Порядок записи в библиотеку и перерегистрации пользователей

4.1. При записи в библиотеку пользователям необходимо:

- Предъявить паспорт. Дети до 14 лет записываются в библиотеку на основании свидетельства о рождении и доверенности, предоставляемой их родителями или лицами, под опекой которых они состоят; военнослужащие на основании военного билета, или удостоверения личности;

- Сообщить сведения, необходимые для заполнения читательского формуляра и читательского билета. Использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах не допускается, кроме как в исследовательских целях и для улучшения организации библиотечного обслуживания;

- Ознакомиться с данными Правилами и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в  читательском формуляре;

4.2. При записи пользователю выдается читательский билет - документ, удостоверяющий право пользования библиотекой. Пользователь обязан предъявлять читательский билет при каждом посещении библиотеки. Запрещается передавать читательский билет другому лицу и пользоваться чужим читательским билетом;

 4.3. С начала каждого календарного года все пользователи проходят обязательную перерегистрацию. При перерегистрации пользователь должен предъявить паспорт и читательский билет. Факт перерегистрации, и поставленная в читательском формуляре подпись читателя, являются договором на годовое обслуживание.

5. Порядок выдачи документов пользователям библиотеки

5.1. Документы, находящиеся в фонде абонементов, пользователь может получить во временное пользование бесплатно, на срок до 30 дней, но не более 5 книг, или 10 журналов единоразово.По истечении 30 дней получатель может продлить срок пользования документами (в том числе по телефону) на 15 дней, но не более двух раз;

5.2. При  необходимости  пользователь может оставить у себя издания свыше 60 дней, воспользовавшись дополнительной платной услугой и только в том случае, если издания не являются документами повышенного спроса. Тариф на услугу пользования документами сверх установленного срока утверждается  Советом депутатов Лужского городского поселения;

5.3. Особенности использования фондов читального зала:

-   Ценные, редкие издания, документы постоянного хранения, газетный и справочный фонд выдаются для работы только в стенах библиотеки.

-  Литературно- художественные периодические издания выдаются в пользование на срок не более 14 дней.

-  Прочие издания выдаются на руки под залог, согласно Положению о взимании залога в МКУ «Лужская ЦБС» на срок, не превышающий семи дней.

5.4. При получении документов пользователь должен тщательно их просмотреть и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать соответствующие пометки на этих документах, при их обнаружении. Ответственность за порчу документа несет читатель, пользовавшийся ими последний.

5.5. Пользователь обязан расписаться в формуляре за каждый полученный экземпляр документов;

5.6. При сдаче изданий читатель должен удостовериться, что книги библиотекарем приняты, и в читательском формуляре сделаны соответствующие пометки;

5.7. Получить  очередные издания на дом пользователь может только после сдачи им ранее взятых документов, срок пользования которыми истек;

5.8. Прием запросов от пользователей прекращается за 15 минут до окончания рабочего дня. За 10 минут до окончания работы библиотеки пользователь читального зала должен сдать литературу, или закончить работу на компьютере;

5.9. Вслучае нарушений сроков возврата библиотечных документов:

- пользователь может воспользоваться дополнительной платной услугой пользования печатным документом сверх установленного срока по тарифам, утвержденным Советом депутатов Лужского городского поселения, согласно Положению об оказании платных услуг МКУ «Лужская ЦБС»:

- при нарушении срока возврата свыше двух месяцев (считая от последнего посещения, продления по телефону) пользователь может быть лишен права пользования фондами библиотеки на срок до 3-х месяцев;

- в случае повторного нарушения сроков возврата документов срок лишения правом пользования библиотечными услугами увеличивается до 6 месяцев;

5.10. При попытке вынести из библиотеки документ, не внесенный в читательский формуляр, читатель лишается права пользования фондами библиотеки. Служащие библиотеки оставляют за собой право проинформировать другие городские библиотеки о данной ситуации.     

6 . Обязанности библиотек по обслуживанию пользователей

6.1.Комплектовать библиотечный фонд, осуществлять его учет, хранение и использование в установленном законодательством порядке, обеспечивать его сохранность и рациональное использование;

6.2. Изучать и наиболее  полно удовлетворять запросы пользователей;

6.3. Оказывать пользователям помощь в выборе необходимых документов путем устных консультаций, предоставления в их пользование каталогов и картотек, электронных баз, рекомендательных списков и других справочно-библиографических и информационных материалов, а также организации тематических книжных выставок, выставок-просмотров новой литературы и других мероприятий;

 6.4. В случае отсутствия в фондах необходимых пользователям документов запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

 6.5. Совершенствовать библиотечное, справочно-библиографическое и   информационное обслуживание, учитывая при этом устные и письменные предложения пользователей;

6.6. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку выданных пользователям документов. При задержке изданий свыше 30 дней, и не продлении читателем срока пользования, посылать письменные уведомления по почте, или звонить по телефону с напоминанием о необходимости возврата изданий;

6.7. Информировать пользователей обо всех видах услуг, в том числе дополнительных платных, предоставляемых библиотекой;

6.8. Обеспечивать культуру обслуживания читателей, быть вежливыми с пользователями, поддерживать тишину, чистоту и порядок в помещении библиотеки.  

6.9. Обеспечивать конфиденциальность персональных данных пользователей в соответствии с требованиями Российского законодательства и Положением о работе с персональными данными  пользователей в библиотеках МКУ «Лужская ЦБС»;

6.10.  Обеспечивать требования российского законодательства, устанавливающее возрастные ограничения на пользование документами несовершеннолетними, в целях их защиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию

7. Права библиотек по обслуживанию пользователей

7.1. Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе ЦБС;

7.2. Утверждать по согласованию с Учредителем перечни и тарифы на дополнительные платные услуги;  

 7.3. Отказать в обслуживании пользователям  в следующих случаях:

- отсутствие запрашиваемого документа в библиотеке;

- несоответствие запроса пользователя содержанию библиотечной услуги;

- отсутствие в запросе сведений, необходимых для предоставления библиотечной услуги;

- нарушение данных Правил пользования;

- технические неполадки на серверном оборудовании, технические проблемы с сетью Интернет, программным обеспечением.

- нахождения обратившегося пользователя, в состоянии алкогольного или  наркотического опьянения, в неадекватном состоянии, предпринимающего хулиганские действия